Стерхова Юлия Ивановна, воспитатель
Открытое занятие «Приобщение детей к истокам русской народной культуры «Народная игрушка, Матрёшка«»Открытое занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Тема: "Русская матрешка"
Конспект по приобщению детей к истокам русской народной культуры Тема: «Русская матрешка» Цель занятия: Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка. Задачи: 1.Образовательные: познакомить с русской народной деревянной игрушкой – матрешка. закреплять представления детей об особенностях игрушки матрешка, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан). формировать интерес и любовь к народному творчеству. активизировать словарь. 2.Развивающие: •развивать творческие способности детей. развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами. 3.Воспитательные: воспитывать у детей интерес к культуре своих предков. воспитывать чувство любви к деревянной игрушке. воспитывать аккуратность. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы». Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения Т. Шпикаловой «Русская матрешка», рассматривание иллюстраций с изображением матрешки Материал: 1.демонстрационный: матрешки для мини-музея деревянной игрушки 2.раздаточный: бумажные силуэты матрешек с нераскрашенными фартуками (по количеству детей) Оборудование: русский народный костюм для педагога, проигрыватель, аудиозапись русской народной песни, фонограмма песни «Мы веселые матрешки», гуашь, ватные палочки, стаканчики для воды, салфетки. Словарь: нарядная, расписная, русская игрушка, сувенир. Ход занятия 1. Введение в игровую ситуацию. (Звучит русская народная мелодия. Педагог в русском народном костюме входит в группу) - Здравствуйте ребята. Посмотрите, какой у меня сегодня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Повязывали красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такие, как у меня. Ребята, а вы любите сказки? Сегодня я хочу вам рассказать новую, а вот о чем она, вы узнаете, когда отгадаете загадку. Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может, три, а может, шесть. Разрумянилась немножко Наша русская… (матрешка). (Ребята отгадывают) 2. Основная часть. -Молодцы! Отгадали, о матрешке. Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком. Чур, сказку не перебивать. А кто ее перебьет, тому комар в рот попадет. (Звучит русская народная музыка, дети садятся на ковер рядом с воспитателем) -Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка. А вы хотите увидеть этих матрёшек? Я приглашаю вас в музей деревянной игрушки. (Дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек) Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек! А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (Матрёшка) -Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о ней покупают такие изделия, потому что все эти изделия делают только в России. Ой, ты барышня – матрешка, разноцветная одежка. Знает весь огромный мир этот русский сувенир. - А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрёшки. Матрёшка раскрывается. Разломила пополам: Интересно, что же там? Там еще одна матрешка, Улыбается, смеется, Хоть и жаль ее ломать, Буду дальше разбирать. - Из чего сделаны матрешки? (Из дерева) -Значит, какие они? (Деревянные) -Молодцы, конечно деревянные. Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают. Какие они становятся? (Нарядные, красивые) -У каждой матрешки на голове платочек, сарафаны яркие, праздничные. Если рассмотреть внимательно узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: цветы, ягодки, листики. -Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Вижу по глазам, что и вам тоже хочется танцевать. Динамическая пауза. Исполняется песня-танец «Мы - веселые матрешки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой) Продуктивная деятельность. Расписывание матрёшек. -Ребята, а у наших матрешек есть подружки, только они не деревянные. Дети, из чего сделаны эти матрешки (Из бумаги) -Значит, они какие (Бумажные) - Ребята, посмотрите на этих матрешек, почему они такие грустные? Сравните их с деревянными, чем они отличаются (Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны) -Скажите, а как мы можем им помочь? Что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки (Раскрасить их) -Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку. (Дети садятся за столы, на которых лежат бумажные матрешки.) -Мастера, скорей за дело, украшай матрешек смело, составляй любой узор, чтобы радовал он взор. - У каждого из вас есть ватные палочки, ими мы и будем расписывать матрёшку. Сначала украсим платочек, на нем горошинки. А теперь украсим сарафан. Нарисуем на нем цветочки. (Напоминает об аккуратности в работе с краской, о назначении салфетки. Дети опускают в гуашь ватную палочку и ударяют ею по бумаге, держа вертикально. Она «танцует», также, как и веселая матрешка) 3. Заключительная часть. - Как вы думаете, мы смогли развеселить матрешек (Да) -Почему вы так решили (Потому, что наши матрешки стали нарядные, разноцветные, расписные). -Матрёшки получились очень красивые. Ах! Да разве может всем нам не понравиться русская матрешка - русская красавица. -Какие вы хорошие мастера. А теперь вы можете поиграть с матрёшками. 5 марта 2024 в 09:03
Прикреплённые файлы:Документ: Открытое занятие «Приобщение детей к истокам русской народной культуры «Народная игрушка, Матрёшка«» Описание файла:Файл называется: pdf-20240305-10-42-41_00nh2.pdf Это официальный файл организации «Стерхова Юлия Ивановна, воспитатель», в нём содержится Открытое занятие «Приобщение детей к истокам русской народной культуры «Народная игрушка, Матрёшка«». Размер файла: 1,9 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.