Стерхова Юлия Ивановна, воспитатель

Проект «Фольклор для малышей»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ачитского городского округа «Ачитский детский сад «Улыбка»» - филиал «Заринский детский сад «Березка»»

Проект

По этнокультурному образованию детей

«Фольклор для

малышей»

 

Разработчик и исполнитель:

Воспитатель:

Стерхова Юлия Ивановна

2023г

Описание проекта:

Проект: Среднесрочный (январь-февраль-март).

Тип проекта: познавательно-творческий, игровой.

Актуальность:

Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами. Ведь именно родной язык играет уникальную роль в установлении личности человека.

Особую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения ДОУ играет фольклор. Знакомство с ребенком с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком. Вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Язык произведений отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого развития-устной речью. Проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям.

Произведение художественной литературы и устного народного творчества- важное средство формирования образности речи. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Простота звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в

свои игры. Осознавая роль художественной литературы, как средства умственного воспитания, детей нужно знакомить с достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка. Русский фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет не оценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Объект проекта: малые фольклорные формы- потешки, пестушки, прибаутки, колыбельные песни, русские народные сказки.

Предмет проекта: совокупность методов и приемов, направленных на создание интереса к малым фольклорным формам.

Цель проекта:

Знакомить детей с жанрами устного народного творчества. Развивать интерес к народному фольклору, вызывать у детей эмоциональный отклик на художественные произведения. Воспитывать у детей любовь к книге.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с народным фольклором, помочь им понять его содержание, вызвать желание повторять и использовать средства фольклора самостоятельно в повседневной жизни.

- Расширить и активизировать словарь детей.

- Создавать предметно-игровую среду для формирования навыков понимания речи.

- Составить перспективный план работы с детьми первой младшей группы раннего возраста по использованию фольклора в разных видах деятельности детей.

- Систематизировать материал по теме «Фольклор для малышей».

- Провести заключительное мероприятие –развлечения: Кукольный спектакль «Любимые сказки».

- Подготовить совместными условиями детей и родителей «Волшебные книжки-малышки».

- Расширить знания родителей по использованию фольклорных произведений в развитии речи.

Форма проведения: работа в режимных моментах, организованной образовательной деятельности педагога с детьми, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной детской деятельности.

Ожидаемые результаты:

- Формирование у детей интереса к народному фольклору.

- Развитие диалогической и монологической речи детей, использование детьми в активной речи потешек, прибауток, колыбельных песен.

Время проведения: среднесрочный (январь-февраль-март).

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Необходимые материалы: иллюстративный материал , тексты произведений, игрушки, куклы, музыкальные инструменты, настольный театр по сказкам.

Продукт проекта: создание «Книжек-малышек».

Методы и приемы, используемые в проекте:

- Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

- Словесный метод: коллективное чтение, прослушивание песен, сказок.

- Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры.

Содержание проекта:

Подготовительный этап.

- Проанализировать состояние воспитательно-образовательного процесса детского сада по использованию фольклора.

- Спланировать основные мероприятия с детьми и родителями.

- Подобрать фольклорный материал по возрасту детей: потешки, колыбельные песни, сказки, пальчиковые игры, прибауток.

- Подбор иллюстративного, наглядного, дидактического материала по теме «Фольклор для малышей».

- Взаимодействие с родителями, рекомендации, организация предметно-развивающей среды в группе.

- Изучить программно-методическое обеспечение по развитию речи.

- Составление картотеки малых фольклорных форм для всех режимных моментов.

- Анкета для родителей по речевому и коммуникативному развитию речи детей раннего возраста.

- Мастер-класс для родителей по созданию книжки-малышки «Теремок»

- Помощь родителям в оформлении книжного уголка по русскому фольклору для малышей.

Основной этап.

- Выявить уровень развития речи детей.

- Разработать и внедрить перспективный план работы по использованию фольклора разных видах педагогической деятельности.

- Совместная деятельность с детьми: чтение, рассказывание потешек, прибауток, сказок, колыбельных песен. Использование их во всех режимных моментах.

- Беседы п содержанию потешек, сказок.

- Проведение дидактических и развивающих игр.

- Театральная деятельность обыгрывание потешек и сказок.

- Проведение развлечения: кукольный спектакль «Любимые сказки».

- Совместная деятельность с родителями.

- Консультация «Знакомим малышей с фольклором».

- Родительское собрание на тему: «Психолого-физические особенности детей 2-3 лет».

- Рисование сюжетов к русским народным сказкам: «Колобок», «Репка».

- Чтение потешек и сказок детям дома.

- Заучивание потешек и прибауток вместе с детьми.

- Создание волшебной книжки- малышки.

Заключительный этап.

Предполагаемые результаты проекта:

- Обогащение предметно-развивающей среды книжками-малышками.

- Создание интереса у детей к малым фольклорным формам.

- Заключительное мероприятие-развлечение: кукольный спектакль «Любимые сказки».

- Создание партнерских отношений с родителями воспитанников.

Информационное обеспечение проекта:

Создание предметно-развивающей среды для развития речи посредством фольклора.

Потешки и прибаутки.

Необходимый материал:

- Игрушки: коза, петушок, кошка, заяц…

- Картины животных, птиц…

- Маски: козы, кошки, мышки.

- Музыкальные инструменты: дудочка, колокольчики, бубен…

- Ширма.

Колыбельные песни.

- Куклы, кроватки.

Сказки.

- Настольный театр по сказкам: «Репка», «Теремок»…

- Книжки со сказками.

- Пальчиковый театр по сказке «Репка».

- Игрушки.

- Ширма.

- Предметы народного костюма.

Пальчиковые игры.

- Картинка «Сорока».

- Объемные модели ладоней.

Загадки.

- Игрушки животных, птиц.

-Картинки.

Ключевые понятия:

Фольклор - народное творчество, чаще всего устное. Это благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нем отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.

Дошкольное детство- это очень важный период в становлении личности ребенка.

Детский фольклор

- колыбельные песни

- пестушки

- заклички

- приговрки

- прибаутки и т.д.

Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками и ножками.

Пестушки – это еще один жанр народного творчества, который предназначен для самых маленьких детей. Пестушки – это небольшие песенки и стишки, которые интересны для малыша. Это название произошло от слова «пестовать» - ухаживать за ребенком, которым сегодня уже ни кто не пользуется.

Прибаутки (от слова баять, то есть рассказывать) - это веселые истории в стихотворной форме.

Прибаутка – в народе маленькие сказки, которые смешные рассказики иногда в виде диалога. Они не связаны с какими – то игровыми движениями. Но в них присутствует какой – то сказочный сюжет.

Колыбельные песни – песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка: особый лирический жанр, популярный в народной поэзии. Один из древнейших жанров фольклора.

Сказки – один из жанра фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребенок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки. Рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания. Как правило дети радуются удачи героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействие на ребенка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами.

Сказка – это вымышленная история со счастливым концом. Сказки учат нас добру, учат быть сильными, верить в то что зло обязательно будет наказано, а добр победит.

Методическое обеспечение проекта:

Материалы для проведения бесед:

Гербова В.В «Развитие речи в детском саду, вторая группа раннего возраста, МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2017-112с.

Адаптация детей раннего возраста с условиями ДОУ: Практическое пособие сост. Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель» 2006-236с.

Баю – бай: колыбельные песенки: русские народные песенки/ худ. Е.Нитыпкин М: Оникс, 2007-11с.

Иванова Г., Курашова В. Водичка, водичка умой мое личико// Дошкольное воспитание - №5-2009-111-115 с.

Любимые потешки малышам – Ростов на Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2008-144 с.

Считалки, потешки, загадки, заклички/ худож. Н.Кудрявцева – М: Дрофа – плюс 2006-62 с.

Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М: 2005.

Князева О. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре», 2006г.

Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие – М: Мозайка – Синтез 2000 -152 с.

Ориентировочный план занятий:

Январь:

Чтение потешки «Наши уточки с утра»;

Разучивание потешки «Водичка, водичка умой мое личико»;

Пальчиковая игра «Мышонок»;

Рассказывание русской народной сказки «Колобок»;

Потешка «Пошел котик на торжок»;

Дидактическая игра «Кто где живет?»;

Рассматривание сюжетных картин.

Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками, развивать внимание. Формировать навык у детей различать и называть птиц, о которых напоминается в потешке.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на чтение потешки. Привлекать детей к рассказыванию потешки в процессе умывания, воспитывать положительные отношения к умыванию. Формировать устойчивый интерес к прослушиванию сказок, вызывать желание поиграть в сказку. Помочь детям понять содержание картинок, в процессе рассматривания активизировать речь детей.

Февраль:

Чтение потешки «Огуречик, огуречик»;

Разучивание потешки «Вот они сапожки», «Ты мороз, мороз»;

Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба»;

Отгадывание загадок  зимних явлениях;

Разучивание потешки «Баю-баю, баиньки, купим Тане валенки…»;

Дидактическая игра «Это зима?», «Чья мама, чей малыш?»;

Продолжать знакомить детей с потешками.

Рассматривание с детьми раздаточных картинок и объяснять , что на них изображено.

Вспомнить с детьми знакомые сказки, помогать малышам драматизировать отрывки из произведений, помочь запомнить новую потешку. Развивать интерес к прослушиванию сказок. Развивать речевую активность, пробуждать выполнять движения в соответствии с текстом.

Помочь детям правильно запомнить и назвать домашних животных и их детенышей, угадывать животное по описанию.

Март:

Чтение потешки «наша Маша маленька…»;

Рассказывание сказки «Теремок»;

Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду»;

Дидактическая игра «Чей, чья, чье»;

Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок»;

Инсценировка сказки «Теремок»;

Кукольный спектакль «Любимые сказки».

Познакомить детей со сказкой «Теремок» и песенкой – присказкой. Помочь детям понять содержание новой потешки. Привлекать детей к рассказыванию потешки в процессе одевания, воспитывать положительное отношение к одеванию.

Дать детям почувствовать (на интуитивном уровне) взаимосвязь между содержанием литературного текста и рисунков к нему. Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами (приобщение к театральной игре).

Рекомендации родителям:

Произведение художественной литературы и устного народного творчества – важное средство формирования образности речи. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладеет речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Простота звучания потешек и сказок помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры. Осознавая роль художественной литературы как средства умственного воспитания, детей нужно знакомить с достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка. Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному фольклору. В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей и только семья способна развивать его чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому надо как можно шире и многообразнее использовать возможности семьи. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок – небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако таят в себе немалые жанровые богатства. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть («Водичка – водичка»), накормить («Травка – муравка»).

Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками – пестушками. Их назначение – вызвать у ребенка радостные бодрые эмоции. За ними следуют потешки – стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток – песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

Если вы прост напеваете ребенку колыбельную песню или поглаживая его. Приговариваете потешку, прибаутку, он уже приобщается к народному фольклору. Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом картинок из книг, более глубоко воздействуют на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь. Эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью можно обыграть малые формы фольклора. Используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты. Не забывайте, что детей, особенно маленьких. Надо учить играя. Для этого пригодятся те игрушки, с которыми ваш ребенок играет. Заранее подберите к игрушечной кошке или собачке маленького котенка или щенка, мишку, зайчика, птичку и конечно, куклу. Среди музыкальных инструментов могут быть «металлофон, бубен, барабан, дудочка, треугольник».

Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от семьи, воспитывающая малыша. Прекрасно, если родители исполняют жизнь ребенка светом добра и ласки. Если способны обогатить среду, в которой он растет, заложат предпосылки высоких человеческих начал. Народный фольклор, образец духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду – семью.

Анкета для родителей:

1. Должен ли ребенок знать традиционное наследие?

2. Используете ли вы фольклор: потешки, сказки, загадки, колыбельные и т.д. В повседневной деятельности: дома при кормлении, одевании, умывании, сне, играх? Хотите ли их знать?

3. Существует ли у вас традиция семейного чтения?

4. Ваше отношение к тому, что образовательное учреждение знакомит детей с музыкальными, поэтическими. Эпическими духовными произведениями эмоционально – эстетического, нравственного характера?

5. Играете ли вы дома в народные игры?

6. Знаете ли редкостную, забытую, народную игру? Какую?

7. Согласны ли вы, что народные игры решают психо – коррекционные задачи межличностных отношений, расширяют знания о народной жизни, обогащают словарь и внутренний мир ребенка, дают возможность самовыражаться?

8. Знаете ли вы свою родословную?

9. Живете ли вы интересами ребенка?

Задание: предложить родителям заполнить опросник.

Цель: дать полноценные сведения о речи детей раннего возраста.

Игровое мероприятие:

Создание родителями с детьми волшебных книжек – малышек. Творческая выставка.

Возможны различные варианты книжек – малышек. Они могут быть изготовлены из ткани, фетра, картона т.п. Быть любой формы и любого содержания. Чем интереснее и ярче будет книжка – тем больше восторга она вызовет у ребенка!

Результаты проекта:

Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивать память, воображение, мышление, т.е. всесторонне развивает ребенка. Слушая колыбельные песенки, потешки, сказки, считалки, прибаутки, рассматривая картинки: играя в пальчиковые игры, дети лучше понимают обращенную речь взрослого, вступают в контакт с окружающим, пытаются выражать свои чувства, впечатления используя речевые средства (сопровождают речью игровые и бытовые действия). Дети во время игры осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся фольклорных произведений в игры и в повседневную деятельность. Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, для усваивания всех навыков самообслуживания и гигиены.

29 октября 2024 в 19:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.